RSS  |  PDA

Это реклама. Ссылки открываются в новом окне.
Технология

Работа с сухим плёночным фоторезистом

1 | Стр. 146 | 199
Alex78
28.11.2009, 15:02

Nintashi: ensity toner, как и говорили выше в этой ветке наряду с ацетоном повышает плотность фотошаблона. Тоже самое я делаю термофеном, только при этом обхожусь без запахов
А можно подробнее, как феном плотность шаблона повышаете?

# 
Nintashi ◊
28.11.2009, 16:04

Alex78: как феном плотность шаблона повышаете
У всех способов повышения плотности тонера один принцип - распластать гранулы полимерного тонера по поверхности подложки (в данном случае пленки). Ацетон и денсити тонер делают это частичным растворением гранул... они как бы расплываются и заполняют промежутки межу собой. Нагревом можно сделать тоже самое. Главное, чтобы не перегреть. Т.е. выставить температуру, при которой тонер плавиться, а пленку при этом еще не коробит. Обычным феном этого сделать не получится. У меня фен Skill с цифровой настройкой температуры. от 60 до 800 градусов с шагом в 10 градусов. Немного шаманства с пробным кусочком пленки и дальше процесс идет на ура. Повышение плотности заметно визуально, как впрочем и момент расплавления тонера - он при этом начинает блестеть (первоначально поверхность матовая, потому как гранулы сильно свет рассеивают). Т.е. берем шаблон, дуем на него (прямо со стороны тонера - так быстрее) и ждем пока поверхность не заблестит. Заблестело, значит тонер расплавился, можно переходить к другому участку и так обработать весь шаблон. Вот и весь процесс.
К сожалению современные принтеры с тонером работают очень экономно. Шаблон даже после уплотнения остается полупрозрачным. Раньше я пробовал делать шаблон на бумаге, а уже после этого копировать его на старом ксероксе типа Canon FC220 или что то похожее, там легко было отрегулировать количество тонера и шаблон получался очень хорошим. Но увы... и копиры сейчас работают по принципу сканер-принтер... т.е. тоже экономят тонер... Вот сейчас и стоит задачка... как на уже отпечатанный шаблон еще тонера нанести сверху уже нанесенного... но в голову идеи пока не приходят. (естественно мысль о переделке принтера надо отбросить, т.к. это устройство еще и для прямых своих обязанностей используется)

# 
Леха
28.11.2009, 16:39

vladi: Чтобы дороги потом не отвалились нужно держать температуру как можно ближе к 100-110 гр.
vladi: Воду полностью удалить невозможно. Так же при этом и нагревать до точки кипения воды (100гр) становится также невозможным. Котролировать температуру на уровне 90 гр. не допуская кипения крайне затруднительно.

У меня например, при накатки фоторезиста на только что вымытую и высушенную в течение 5 минут заготовку при слишком долгом проглаживании утюгом на фоторезисте возникали микропузыри, которые потом при проявке стравливались. Толи под резистом осталось немножко воды, толи фоторезист закипел - хз.

# 
AVM
28.11.2009, 20:08

vladi: Вы уверены, что утюгом нагреваете до положенных 100 гр.?

Разве я говорил про утюг? Я, наоборот, попытался рассказать, как делал это вообще без нагревания.

vladi: бутылкой, это же смешно - нужна идеально ровная окружность с небольшой аммортизацией чем собственно фотовалик и является...

А Вы попробуйте, я потом смейтесь... Да, чуть не забыл: при прикатке бутылкой я клал плату на что-нить мягкое, например, на полотенце, но не думаю, что это так уж важно.

vladi: шкурить приходится обязательно

Этого мало! Надо ещё при этом и хорошо обезжиривать! Иначе не прилипнет!
Хорошие результаты у меня получаются при использовании мелкой водостойкой наждачки + кальцированная сода, на мокрую. Критерий хорошей очистки - водяная пленка держится на поверхности, не скатывается, вся поверхность меди под слоем воды, особенно по краям.
...А вот использование спирта/ацетона/растворителя для обезжиривания даёт худшие результаты.

# 
Nintashi ◊
29.11.2009, 05:45

AVM: Этого мало
Согласен, особенно если еще и руками поверхность полапать после зачистки... . Опять же... общий смысл действия - убрать все окислы и жиры. Можно воспользоваться любым удобным способом. И наждачкой с содой и декапированием. Я пользуюсь обычной кухонной губкой с жестким слоем и пемолюксом. Контроль так же ведется, как и указал AVM по водяной пленке. Тут основной нюанс - смыть щелочь хорошо, чтобы остатки на поверхности не пошли в реакцию с фоторезистом.
Леха: фоторезисте возникали микропузыри
Если утюгом нагреть сильно плату, естественно закипит все что угодно. Если резист накатывали по "мокрой" технологии, то вероятность того, что закипит остаток влаги очень велик. Конечно надо не перегревать плату. Ламинатор в этом смысле очень хорош, но боюсь, что с регулируемой температурой это устройство дороговатисто для радиолюбителя, а переделывать дешевый ламинатор, добавляя регулировку не всегда возможно (к примеру если он не Ваш).

# 
Леха
29.11.2009, 14:29

Утюг стоял на *, точнее чуть чуть не доходя до нее с меньшей стороны. Если брызнуть на подошву, то капелька медленно кипела, т. е температура ~100 градусов.
Накатывал на свиду сухую плату, но сушил я ее мало - минут 10 - дал стечь воде, потом потряс немного - влаги вроде не осталось и стал накатывать. Может там в порах микрокапли остались и начали кипеть? Или это все-таки фоторезист закипел? Если дело в плохой сушке - то исправить несложно

# 
vladi
29.11.2009, 15:09

AVM: Этого мало! Надо ещё при этом и хорошо обезжиривать! Иначе не прилипнет!
После нулевки я протираю плату в концентрированной соляной кислоте - все окислы как рукой снимает, но стеклотекстолит старый советский и в некоторых местах медь с какими-то подтеками. Неясно, будут ли такие места травиться в хлорном железе... Поэтому и приходится использовать нулевку. В любом случае интересно, у вас тоже старый текстолит или свежекупленный? Если свежекупленный, то думаю, химического "очищения" в соляной должно хватать за глаза...
Леха: при слишком долгом проглаживании утюгом на фоторезисте возникали микропузыри А между платой и утюгом что было? Если более двух листов - недогрев с послед риском отслаивания, если меньше - зависит от реальной температуры подошвы утюга и силы давления. Я думаю, накатывая на сухую и проглаживая утюгом ни в коем случае нельзя сильно давить на утюг. Лучше так погладить минуту, чтобы разогреть плату до нужной температуры и затем хорошенько пройтись валиком (через лист бумаги) пару раз. Мне кажется, такая технология наиболее близка к ламинатору...
Леха: Может там в порах микрокапли остались и начали кипеть?
Это самое вероятное, как я выше и говорил - большие риски мокрой прикатки...
Леха: Или это все-таки фоторезист закипел?
А как это возможно, если изготовителем РЕКОМЕДОВАНА температура в 100 гр.? Это значит, что для фоторезиста такое допустимо...

# 
Леха
29.11.2009, 15:16

vladi: А между платой и утюгом что было?
Была тонкая тряпочка в 2 слоя.

vladi: Я думаю, накатывая на сухую и проглаживая утюгом ни в коем случае нельзя сильно давить на утюг. Лучше так погладить минуту, чтобы разогреть плату до нужной температуры и затем хорошенько пройтись валиком

А я сначала прогревал, потом СИЛЬНО прикатывал валиком, потом снова грел, потом снова СИЛЬНО прикатывал. Может в этом косяк... Просто это были мои первые эксперименты с резистом, вначале у меня фоторезист отслаивался и скручивался после проявки - вот я и пытался улучшить адгезию... Доулучшался)))

vladi: После нулевки я протираю плату в концентрированной соляной кислоте
А где и почем в Москве продается соляная кислота, хотябы не концентрированная? Я бы ей хлорную медь восстанавливал после травления. Или дешевле пачку купороса купить?

# 
AVM
29.11.2009, 19:39

vladi: Если свежекупленный, то думаю, химического "очищения" в соляной должно хватать за глаза...
А вот это не пробовал... Пробовал другой совет - подержать плату несколько секунд в подогретом хлорном железе, результат очень плохой, почти не липнет, даже при использовании ламинатора. Так что с тех пор предпочитаю "вручную" всё это делать. Хотя, если случайно попадётся соляная кислота, надо будет попробовать, только мне что-то подсказывает, что кислоту потом придётся долго и нудно смывать...
Леха: Утюг стоял на *
Да не нужен вообще ни утюг, ни ламинатор, если делать, как я говорил. Имхо, конечно.
Nintashi: Тут основной нюанс - смыть щелочь хорошо
Я обычно как раз смываю не особенно хорошо, несколько секунд под сильной струёй воды.
...Сейчас вот подумалось: может, у меня он и липнет так хорошо, потому что слегка растворяется в плохо смытой соде???
Леха: СИЛЬНО прикатывал валиком
Сильно нельзя по любому, а на горячую - наверное, ещё хуже. На стадии экспериментов, помнится что-то такое было, что после сильной прикатки тоже плохо было, какие-то пятна подозрительные были, забраковал, помнится, и по новой сделал...

# 
Bober
30.11.2009, 20:56

Пробовал все, что написано в разных форумах ( кроме ламинатора, нет его у меня) Так и не смог выработать технологию работающую на 100 %. Кажется вот оно дерево, нашел получается отлично, но в другой раз может не получиться. В чем дело Туй его знает. Бывало и фоторезист клеил почти без подготовки и отходил от технологии, результат был отличный, а бывало наоборот. Так и не обнаружил закономерности.

# 
Страницы:
136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156 

Загруженные файлы